Николас Лисон родился в 1967 году. После окончания университета начал свою карьеру трейдера на бирже. Работал в компании Coutss, потом в банке Morgan Stanley. Довольно быстро он освоился в этой области и стал успешным трейдером. В 1992 году его замечают и принимают на работу в один из старейших и крупнейших банков Англии Barings Bank (Беринг Банк). Банк был основан в 1762 году и пользовался отличной репутацией у вкладчиков. Даже сама королева доверяла банку финансовые операции. Рискованные операции Ника приносили банку баснословный доход. Что немого не радовать руководство банка.
Проработав три года в головном офисе банка в Лондоне, Ник Лисон зарекомендовал себя финансовым гением. Его направляют в Сингапурский филиал банка в качестве трейдера и заодно руководителем фъючерсной и опционной торговли филиала.
Основной задачей Ника была осуществление арбитражных операций на фъючерсах и опционах индекса Nikkei225 между Осакской (OSE) и Сингапурской (SIMEX) фондовыми биржами.
В работе Ника чувствовался профессионализм. На него смотрели с восхищением. За его действиями наблюдали другие трейдеры, считающие, что он действительно способен просчитать рынок. Блестящая работа Лисона была отмечена и руководством банка. Его зарплата была на уровне 200 тысяч долларов в год, а также установлена премия в размере 750 тысяч долларов.
Сумма вознаграждения была вполне оправдана. Ведь только в 1993 году Ник заработал для родного банка 15 млн. долларов (10% дохода Barings Bank), в 1994 году Сингапурский филиал показал доход в 52 млн. , половину из которого заработал всего один человек -Николас Лисон.
Положение банка Barings и молодого талантливого финансиста Никона Лисона было на высоте до января 1995 года. Тогда ничто не предвещало трагедии. 17 января 1995 года происходит землетрясение в Кобе ( Япония). Это вызвало падение индексов и облигаций в которые Ник вложил средства Сингапурсгого филиала.
Каким образом Ник Лисон смог обанкротить не просто старейший банк Англии, а символ капитализма Великобритании? Для того, чтобы это понять надо немного вникнуть в процесс работы по арбитражным стратегиям. В то время рынок находился в боковом движении, очевидно что при таком раскладе нужно продавать Straddles (одновременная продажа опционов колл и пут). Но в какой-то момент рынок вышел из узкого диапазона и направился в низ (что он делал предыдущие семь лет). Лучшее ,что мог сделать Лисон в тот момент, это выкупить опционы рut и закрыть по ним короткие позиции. Тем самым обезопасить себя и банк от дальнейших потерь. Таких действий он, по крайней мере, должен был придерживаться согласно требованию начальства.
Убытки полученные в результате игры, он скрывал на подставном счёту. Для этого подделал ряд финансовых документов. Так до последнего момента управление банка не догадывалось о трагедии
Ник получил безграничные возможности и свободу действий для своих операций от руководства банка. Что и стало причиной краха. Он решил бороться с возникшей ситуацией по-другому: в огромных количествах он стал скупать фъючерские контракты на индекс Nikkei 225. Его расчёт был достаточно прост: покупка фъючерсов вызовет рост цен на них, рост цен приведет к тому, что премия вырастет больше FV ( эквивалентная цена фъючерса). При росте премии фъючерсов в игру вступают индексные арбитражеры. Они продают дорогие фъючерсы и покупают дешёвые акции в колоссальных объемах- происходит быстрое восстановление рынка, а вместе с этим и straddles банка Беринг.
Игроки на арбитраже действительно толкали рынок вверх. Но Лисон недооценил слабость японского рынка. И как только арбитраж заканчивался, падение возобновлялось. И так продолжалось день за днём: покупка Ником фъючерсов-работа арбитража- рост акций- падение.
Ситуация стала критической Лисон выкупил более 60 тысяч индексных фъючерсов (купленных с большой премией), продать их можно только в убыток. Кроме того висели убыточные straddles. И к тому же у банка просто кончились деньги, чтобы поддерживать убыточные позиции.
Осознав что натворил, Ник Лисон вместе с супругой уезжает из Сингапура. На следующий день 24 февраля 1995 году о трагедии узнает руководство банка. Убыток составил 1,4 млрд. долларов, при собственном капитале банка в 615 млн. долларов. Тогдашний президент банка Питер Беринг, отчаянно пытался спасти семейное достояние, но безуспешно. После процедуры банкротства банк был продан за символическую сумму в 1 доллар страховой голландской группе ING.
Ник Лисон получил тюремный срок. Но вышел на свободу досрочно, за хорошее поведение. По его биографии снят фильм. В 2005 году его пригласили на работу в качестве финансового консультанта в Ирландии в один из футбольных клубов.
Крах банка вызвал огромный резонанс в обществе. Без работы остались более 2000 сотрудников банка. Многие потеряли вклады.